После окончания ВГИКа Леонида Гайдая забрали на «Мосфильм» где он попал под крыло великого советского кинематографиста – Михаила Ромма. Именно он поручил молодому режиссеру первую комедийную работу.
Родился будущий режиссер, педагог, сценарист и публицист в Иркутске 11 января 1901 года в семье сосланных в Сибирь социал-демократов. Интеллигентные родители Илья Максимович и Мария Исааковна воспитывали в своих детях, Михаиле и Иде, любовь к музыке, живописи, театру и литературе.

Михаил Ромм в детстве
После окончания гимназии молодой Ромм служил в Наркомпроде, Главснабпродарме, в Красной армии. После демобилизации в 1921 году Михаил поступил в художественно-технический институт (ВХУТЕМАС), на скульптурный факультет, где он учился у первой женщины-скульптора Анны Голубкиной. В это же время Ромм начинает пробовать себя в других видах искусства: увлекается музыкой, актерством, пишет и занимается переводами.
В конце двадцатых Ромм - внештатный сотрудник кинокомиссии в Институте методов внешкольной работы. Он жадно, по несколько десятков раз, смотрит каждый фильм, который ему удается заполучить. Скрупулезно анализирует и изучает их. Пробует писать сценарии - по нескольким из них снимут фильмы. В это время он знакомится с теми, кого годы спустя будет называть своими учителями - сценаристом Екатериной Виноградской и режиссером Сергеем Эйзенштейном.
«Я брал у нее уроки профессии, а не уроки отношения к жизни. Но уроки профессии были для меня очень важны, потому что я понял: если заниматься кинематографом, то нужно отдать всю жизнь, от начала до конца».

Режиссеры Сергей Эйзенштейн и Михаил Ромм, 1940 год.
В 1931 году режиссер Александр Мачерет пригласил Ромма ассистентом на фильм «Дела и люди». Два года спустя Ромму сделали предложение: ему дадут самостоятельную картину, но он должен снять ее с минимум средств, актеров, декораций, более того, фильм должен быть немым. Ромм согласился и в 1934 г. появилась «Пышка» по повести Мопассана. Фильм стал не только первой режиссерской работой Ромма, но и первой ролью в кино для Фаины Раневской.

На съемках к/ф «Пышка»
Широкую известность режиссёру принесла его следующая картина – «Тринадцать». Фильм, снимавшийся по поручению Сталина в тяжелейших условиях в пустыне Каракорум, стал одним первых советских «истернов». Советская версия голливудского «Потерянного патруля» Джона Форда вышла в прокат в 1936-м.
А в конце тридцатых Ромм снимет крайне популярную у народа и руководства страны дилогию о вожде мирового пролетариата - «Ленин в октябре» и «Ленин в 1918 году». Первую из них снимали в страшной спешке - необходимо было успеть к 7 ноября 1937 года, 20-летию Октябрьской революции. Обе картины имели большой успех, в том числе у руководства страны.
«Судьба моя переломилась после этого, и, пожалуй, я на всю жизнь как-то устал. Я уже не взялся бы никогда повторить такой фокус. А за мной утвердилась слава, что я делаю картины быстро, и все мне составляли после этого и планы очень короткие, и сроки сжатые, и нормы большие».

К/ф «Ленин в октябре»
Прямо перед Великой Отечественной войной, Ромм закончит съемки своего самого любимого фильма «Мечта», в котором режиссер рассказал трагедию «маленьких людей», пытающихся противостоять действительности. Ромм и сценарист Евгений Габрилович создали картину в чрезвычайно редком для того времени жанре социально-психологической драмы.
В 1943-м режиссер начал съемки «Человека № 217» о жизни в немецком плену. Во время работы над фильмом Ромм встречался с людьми, которых угнали работать на Запад. «Человек № 217» вышел в следующем году и удостоился Большого приза Ассоциации авторов за лучшую режиссуру на Первом Международном кинофестивале в Каннах.

Фаина Раневская в к/ф «Мечта»
Во ВГИКе Ромм преподавал с 1934 года, а в 1948-м его назначают руководить актерско-режиссерской мастерской. Для нас сейчас это, наверное, самое главное наследие режиссера. С благодарностью и почтением своего учителя вспоминали многие режиссеры, среди которых - Андрей Тарковский, Никита Михалков, Григорий Чухрай, Андрей Кончаловский, Сергей Соловьев, Александр Митта.
В том же 48-м Ромм экранизирует пьесу Симонова "Русский вопрос". В 1950 г. режиссер выпустил военный детектив "Секретная миссия", ставший одним из лидеров советского проката. Через три года на экраны вышла его кинодилогия "Адмирал Ушаков" и "Корабли штурмуют бастионы".

Михаил Ромм
Несмотря на государственные награды, Ромм был для киночиновников неудобным режиссером. В 1943 г. в письме Сталину он поднимает вопрос об отстранении от работы режиссеров-евреев, в числе которых Сергей Эйзенштейн, Фридрих Эрмлер, Григорий Козинцев и других. Его неоднократно увольняли с «Мосфильма» и ВГИКа «за самоволие», в конце сороковых над режиссером попытаются провести суд чести по обвинению в «безродном космополитизме». Также пользы Ромму не приносило его открытое осуждение антисемитизма, поддержка смелых, новаторских лент молодых режиссеров, в числе которых был фильм «Жених с того света» Леонида Гайдая.

На съемках к/ф «Девять дней одного года»
С 1956 по 1961 год Ромм не снял ни одной картины. После XX съезда КПСС, который прошел в феврале 56-го и осуждения культа Сталина, режиссер пересмотрел свое прошлое, признался себе и другим, что ему «приходилось лгать в искусстве». В 60-х гг. Ромм, сумел «перестроить» себя и снял один из главных «оттепельных» советских фильмов «Девять дней одного года», а также выдающийся документальный «Обыкновенный фашизм». Закадровый, дикторский текст в фильме Ромм озвучил сам.
Последнюю свою работу, также документальную - «Мир сегодня», об основных событиях XX века Михаил Ильич закончить не успел. Он умер 1 ноября 1971 года. Фильм завершили режиссеры Элем Климов , Герман Лавров и Марлен Хуциев . В 1974 году картина вышла на экраны под названием «И все-таки я верю».
