Трус, Балбес, Бывалый – живее всех живых!

15 апреля 2025

Гайдаевская троица – Трус, Балбес и Бывалый один из самых удачных образов, созданных Леонидом Гайдаем. Настолько удачный, что использовали его неоднократно другие режиссёры. А сам образ продолжал жить и после того, как от него отказался сам создатель. 

Технически (или даже бюрократически) троица, по словам Юрия Никулина, появилась на свет 27 декабря 1960 года. В этот день Худсовет «Мосфильма» утвердил исполнителей главных ролей в короткометражном фильме «Пес Барбос и необычный кросс». А первопричиной стал, не угодивший чиновникам, сатирический «Жених с того света», который недавно окончивший ВГИК Гайдай, снял в 1957-м году. Фильм сильно порезали и выпустили в прокат короткометражкой. Дабы поправить свое положение, по настоянию директора «Мосфильма» Ивана Пырьева, Леонид Гайдай снимает историческую картину «Трижды воскресший».

 После окончания съемок режиссер с женой Ниной Гребешковой отдыхали на юге, а затем поехали в Иркутск. Именно там, в родительском доме, в газете «Правда» от 10 апреля 1960 года Гайдай прочитал фельетон украинского поэта Степана Олейника «Пес Барбос и необычный кросс» и немедленно принялся писать на его основе сценарий. Клички своим героям режиссер придумал сам: в фельетоне действовали безликие два Николы и Гаврила.

Кадр из к/ф "Пес Барбос и необычный кросс"

Исполнителем роли Труса Леонид Гайдай видел только Георгия Вицина, с которым ранее работал на съемках «Жениха с того света». На роль Балбеса пробовался Сергей Филиппов, также рассматривалась кандидатура Бориса Новикова. Вицин порекомендовал режиссеру на роль Балбеса клоуна Юрия Никулина, которого и утвердили. Наибольшие сложности возникли с поиском актера на роль Бывалого. Иван Пырьев предлагал Гайдаю кандидатуру Игоря Ильинского, но тот оказался занят. Ещё одной кандидатурой был Михаил Жаров, но артист не согласился из-за предполагавшейся по сюжету беготни. Бывалым мог стать и Станислав Чекан. Помог в итоге Пырьев - посоветовал Евгения Моргунова. Так и сформировалось любимое миллионами комедийное трио.

Первое его появление на экранах состоялось в 1961 году в альманахе «Совершенно серьезно», состоящем из пяти новелл. Последней в нем была короткометражка «Пес Барбос и необычный кросс» за авторством Гайдая. Успех был огромный. Сейчас только специалисты и киноведы помнят остальные четыре короткометражки, а вот история про горе-браконьеров стала комедийной классикой. Фильм был номинирован на «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском международном кинофестивале 1961 года за лучший короткометражный фильм. В том же году Леонид Гайдай выпускает еще одну короткометражку с троицей — «Самогонщики». Она также вышла в составе альманаха - «Сборник комедийных фильмов». И снова успех.

Кадр из к/ф "Операция "Ы" и другие приключения Шурика"

О популярности образа может говорить тот факт, что следующей картиной, в которой появилась троица, стала работа не Леонида Гайдая. В 1964 году на экраны вышла лирическая комедия Эльдара Рязанова «Дайте жалобную книгу». Рязанов снимать её не хотел, однако чиновники пообещали ему дать денег на «Берегись автомобиля», но только после съёмок «Дайте жалобную книгу». В эту картину Рязанов и взял уже популярную тогда троицу. В ней Вицин, Моргунов и Никулин выступают в качестве работников магазина одежды. Картина стала не самой удачной в карьере Рязанова и заняла в прокате по итогам года только 14-е место.

Кадр из к/ф "Дайте жалобную книгу"

В следующий раз Леонид Гайдай собрал тройку в 1965 году в «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Снимать Труса, Балбеса и Бывалого Гайдай не планировал, однако его уговорил сценарист Морис Слободской. Всенародно любимые жулики появились только в третьей новелле. Связующим же персонажем ленты стал Шурик, в исполнении Александра Демьяненко.

 Примечательно, что по-настоящему троица заговорила именно в «Операции». За исключением песни про «электронный агрегат» из «Самогонщиков», в первых двух короткометражках это были персонажи немой эксцентрики. Вышедшая в августе 1965 года «Операция» побила все рекорды проката, на фильм за первый год было продано почти 70 млн билетов. 

На съемках к/ф "Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика"

В 1966 году Гайдай опять поддался на уговоры и снял «Кавказскую пленницу, или Новые приключения Шурика», в которой вновь сошлись друг с другом Шурик и троица. Причём поначалу против тройки выступил не только режиссёр, но и сценарно-редакционная комиссия «Мосфильма». Все они считали, что троица себя изжила. Да и Юрий Никулин быть «балбесом» отказался. Однако был кассовый успех «Операции», в которой третья новелла с участием Труса, Балбеса и Бывалого была, пожалуй, самой смешной. Да и зрители писали Гайдаю письма с просьбой снимать тройку дальше. В итоге Никулина уговорили и фильм состоялся.

 Возможно, режиссер и согласился бы снять еще один фильм про жуликов, однако его натянутые отношения с Евгением Моргуновым окончательно похоронили этот кинообраз. Не помог тут и очередной рекорд – «Кавказскую пленницу» в кинотеатрах посмотрели 76,5 млн раз. 

Кадр из телефильма "Сказки русского леса"

Тем не менее киноэкранная жизнь Труса, Балбеса и Бывалого продолжалась. В 1966 году в новогоднюю ночь вышел музыкальный телефильм «Сказки русского леса», в котором Трус, Балбес и Бывалый вновь стали браконьерами. Год спустя троица попала в эпизод в картине Евгения Карелова «Семь стариков и одна девушка».

 В 1969 году образ троицы использовала Инесса Ковалевская при создании музыкального мультфильма «Бременские музыканты». В дальнейшем было выпущено два продолжения под названиями «По следам бременских музыкантов» (1973 г.) и «Новые бременские» (2000 г.), в которых также появились Трус, Балбес и Бывалый.

М/ф "Бременские музыканты"

В 1977 году вышел фильм-концерт «Эти невероятные музыканты, или Новые сновидения Шурика», основанный на комедиях Леонида Гайдая с музыкой Александра Зацепина. В 1980 году Юрий Кушнерев поставил «Комедию давно минувших дней». В картине появились Трус и Бывалый, но без Балбеса. Юрий Никулин в съемках участия не принимал. Фильм получился откровенно слабым.

 Однако, образ используют и поныне. Так в 2014 году троица, в исполнении Семена Стругачева (Трус), Николая Добрынина (Балбес) и Сергея Степанченко (Бывалый) появилась в ремейке «Кавказской пленницы». Также троицу можно увидеть в нескольких компьютерных играх.

Трус, Балбес и Бывалый, появившиеся еще в 1961 году, стали поистине народным кинообразом, прочно вошедшим в отечественный фольклор. Леонид Гайдай создал персонажей, которые, не смотря на противозаконную деятельность, остались глубоко симпатичными и обаятельными, а главное - живыми для уже нескольких поколений зрителей.

Гайдай и Никулин

НОВОСТИ .

Все новости