В 1978 году Леонид Гайдай был удостоен медали «Ветеран труда», что неудивительно, учитывая прокатные рекорды его картин. Как раз о кинопрокате в Советском Союзе мы и предлагаем поговорить в этой статье.
Впервые кинопоказы в России прошлиспустя всего несколько месяцев после первого коммерческого показа фильмов братьями Луи и Огюстом Люмьер в Париже 28 декабря 1895 года. Именно эта дата стала официальным днем рождения кино. А уже в 16 мая 1896 года в летнем саду Аквариум в Санкт-Петербурге состоялась российская премьера программы Cinématographe Lumière. В нее входили короткометражки: «Выход рабочих с фабрики Люмьера в Лионе», «Разрушение стены» и «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота». С 1904 года число синематографов в России стало увеличиваться. Первый в стране стационарный кинотеатр - "Парадиз", открылся в Санкт-Петербурге в 1907 году.
Стоит отметить, что до 1908 года в России не было своего кинематографа. Владельцы синематографов закупали фильмы за рубежом. Многие из них затем начали снимать кино самостоятельно, среди них Александр Ханжонков, Иосиф Ермолаев, Роберт Перский и другие. К началу 1910-х годов в стране работало уже около полутора тысяч кинотеатров.

Братья Люмьер
С приходом Октябрьской революции частное кинопроизводство, а стало быть и кинопрокат, были национализированы. 27 августа 1919 года Совет народных комиссаров РСФСР принял декрет о национализации всей кино- и фотопромышленности страны. С 1980 года эта дата стала отмечаться как День кино, сначала советского, а теперь – российского.
Власти понимали: кино будучи самым любимым и доступным зрелищем станет «одним из могущественнейших средств просвещения масс». На базе частных киностудий стали создаваться государственные, в которых снимали нужные и правильные с точки зрения власти фильмы. Постепенно кинопроизводство становится отдельной отраслью народного хозяйства.

Режиссер Михаил Ромм и актер Борис Борис Щукин в образе Владимира Ленина
Количество кинотеатров в стране стремительно увеличивается. Если сразу после гражданской войны, в 1925-м году, их было около 2 тысяч, то к середине тридцатых уже почти 30 тысяч. К 1987 году, когда советская киноиндустрия начала сдавать свои позиции, в стране насчитывалось более 150 000 кинотеатров. Однако только около 5 тысяч из их были стационарными. Большая же часть кинопоказов проходила в передвижных кинотеатрах, так называемых «передвижках».
Со временем советская система кинопроката стала одной из крупнейших в мире. Как вспоминал бывший зампредседателя Госкино Борис Павленок (1970—1985) – кинематограф в СССР был абсолютно рыночной и прибыльной структурой. В годы его работы на кинопроизводство Минфин обычно выделял около 100 млн. рублей в год. В прокате же картины собирали в среднем около 1 млрд рублей. По словам Павленка, кинотеатры в год продавали около 4 млрд. билетов – в среднем 20 штук на каждого жителя страны. Один билет на односерийный художественный фильм стоил 20-25 копеек, детский 10-15 копеек. Понятно, что многие ходили на один и тот же фильм не единожды.

Передвижной кинотеатр на базе автобуса
Какие фильмы снимать, решали на самом верху. На год составлялся план, в котором, в частности, решали, сколько фильмов снимать в конкретном жанре. После окончания съемок каждой картине присуждалась прокатная категория - высшая, первая, вторая или третья. От нее зависело не только количество кинотеатров, в которых пройдет прокат фильма, но и размер гонорара основных членов съемочной группы. Примечательно, что даже работы самых успешных режиссеров не всегда получали высшую категорию. Например, комедии Леонида Гайдая, чьи фильмы собрали более 500 миллионов зрителей, так и не были удостоены высшей прокатной категории, несмотря на рекордные кассовые сборы.

Фото ТАСС \ Виктор Кошевой
Из нескольких тысяч игровых фильмов, снятых в СССР с 1950 по 1990 год, в первую тысячу самых популярных попали картины, преодолевшие барьер в 15 млн. зрителей, или каждый седьмой. Официально считалось, что порог окупаемости для советского фильма был около 17 млн. зрителей. В пятерку самых популярных отечественных кинокартин в советском прокате вошли: «Пираты XX века», «Москва слезам не верит», «Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», «Свадьба в Малиновке».
Абсолютным же лидером советского кинопроката стала мексиканская мелодрама «Есения», на которую в 1975 году было продано 91 млн билетов. Демонстрировать зарубежные фильмы власти стали сразу после Великой Отечественной войны в период так называемого «малокартинья». Сначала это были «трофейные» фильмы, затем государство стало приобретать картины для кинопроката за рубежом.

Фото ТАСС / Черединцев Валентин
Конечно, эти фильмы цензурировали и сокращали, в том числе для экономии плёнки и увеличения количества сеансов. Вложения окупались многократно. Граждане СССР любили и индийские мелодрамы, и редкие низкобюджетные американские боевики. Советские зрители были неприхотливы и с удовольствием смотрели даже фильмы невысокого качества, главное – это возможность увидеть жизнь за пределами страны, пусть и посредством кино.
С 80-х гг. посещаемость кинотеатров стала неуклонно падать. Способствовали тому развитие телевидения, экономическая ситуация, а также появившиеся массово видеомагнитофоны. С развалом Советского Союза рухнула и кинопромышленность. О советских цифрах современный российский кинопрокат может только мечтать. Однако, не только у нас, но и за рубежом кинотеатры постепенно проигрывают борьбу стриминговым сервисам и платформам.
