102 года назад в этот день родился Леонид Гайдай – человек создавший кинокомедии, которые стали частью гашел культурного кода. Предлагаем вспомнить, как комедиограф создавал свои нестареющие фильмы.

Комедиографом Гайдай стал не сразу. Из первых трех лент режиссера к комедийному жанру можно отнести только нещадно порезанную сатирическую «Жених с того света». В 1961 году на экраны выйдет «Пес Барбос и необычный кросс» - первая по-настоящему самостоятельная комедийная работа режиссера. Именно в этом фильме Гайдай определит для себя почти все основные творческие приемы, которые он будет использовать при создании следующих лент.
Огромное влияние на молодого режиссера, оказали комедии 20-х, особенно работы Чарли Чаплина и Бастера Китона. Из этих фильмов, снятых в жанре «слэпстика» - чистых физических комедий, он взял погони, трюки, пантомиму, нарочито утрированную игру актеров, шутки или гэги. При этом, он удивительно талантливо смог перенести стилистику немых комедий на советское звуковое кино.

Как рассказывал сам режиссер: «Фильм создается еще задолго до съемочной площадки — в воображении режиссера. Я, например, заранее как бы мысленно «вижу» фильм. И работаю трудно, начиная с литературного сценария. Потом — режиссерский сценарий. А дальше — репетиции, съемки. И везде мы ищем смешное. Я знаю, где будет «смеховая точка», заранее рассчитываю, где будут зрители смеяться».

Кадр из к/ф «Бриллиантовая рука»
Иногда во время съемок Гайдай включал секундомер, это помогало ему контролировать необходимый ускоренный темп действия. Именно динамика в кадре - одна из отличительных особенностей комедий режиссера. Леонид Иович обладал очень тонким чувством ритма, при монтаже он вырезал сцены, которые, по его мнению, «замедляли» повествование. В комедиях режиссера очень много комических погонь и ускоренного движения актеров, что еще больше добавляло несерьезности и нереалистичности, так нужных в эксцентрической комедии. Однако, режиссер использовал и «длинные кадры» с почти театральной мизансценой.

Кадр из к/ф «Иван Васильевич меняет профессию»
Писал ли сценарий Гайдай в одиночестве или в соавторстве с другими сценаристами, в нем сразу скрупулезно прорабатывались и прописывались все шутки и действия актеров. Иногда над фразой авторы бились по нескольку часов — Гайдай добивался предельной естественности. Он очень умело обыгрывал и высмеивал типичные ситуации, разрешая их самым нелепым образом.

Кадр из к/ф «12 стульев»
Не боялся режиссер иронизировать сатирой над советской действительностью. При этом шутки в картинах создавались для разных слоев населения. Многое было построено на афоризмах и диалогах. Его персонажи говорили кратко и емко. «Буду бить сильно, но аккуратно». Также режиссер всегда очень точно показывал актерам, как надо играть персонажа. Вплоть до мимики, движений и интонаций. Не стеснялся Гайдай цитировать других режиссёров, переиначивая и пародируя их серьёзные фильмы. В его комедиях можно найти отсылки к работам Хичкока, Эйзенштейна, Чаплина, «бондианы». Также Гайдай оставлял «пасхалки» и на свои собственные картины.

Кадр из к/ф "Операция «Ы» и другие приключения Шурика"
Особое место режиссер отводил музыке и звуковому сопровождению. Песни, звучавшие в гайдаевских фильмах, наравне с фразами его героев, тут же уходили в народ. Активно комедиограф использовал так называемый «миккимаусинг» - прием из американской мультипликации, когда разного рода звуки совпадали с происходившим на экране. Большой удачей для Леонида Иовича стало знакомство с Александром Зацепиным. Композитор очень точно ловил гайдаевский ритм, в паре с Леонидом Дербенёвым создал несколько всесоюзных шлягеров, которые в качестве музыкальных номеров звучали в комедиях режиссера. Гайдай использовал песни давая возможность кинозрителю отдохнуть, при этом композиции были вплетены в сценарий.

Кадр из к/ф "Бриллиантовая рука"
Еще одним фактором всенародной любви комедий Гайдая можно назвать очень точно созданные типажи. Все они милы и обаятельны. В фильмах режиссера попросту не было несимпатичных персонажей. Даже, казалось бы, антигерои, вроде троицы – Труса, Балбеса и Бывалого, или товарищ Саахов вызывают только улыбку и сочувствие. В качестве типажей Гайдай использовал всем знакомые образы: студент, начальник, ученый, алкоголик, госслужащий, милиционер. Советский зритель легко мог узнать в них себя или своего знакомого.

Леонид Гайдай так и остался уникальным режиссером. Уже нет страны, в которой он создавал свои картины, и все мы живем в совершенно в другое время. Многие шутки уже непонятны молодому поколению, но можно по-прежнему смеяться над гэгами, афоризмами и общей комической атмосферой гайдаевских комедий. На фильмах режиссера выросли многие современные российские режиссеры и сценаристы, их до сих пор с успехом показывают по телевидению, а на стриминговых платформах они набирают миллионы просмотров. Гайдай искренне любил кино и своего зрителя. Это чувствуется прежде всего в героях его фильмов - добрых, искренних и верящих в светлое будущее.
