Если вспомнить всех актрис, снимавшихся у Леонида Гайдая, Нонна Мордюкова будет, пожалуй, единственной из тех, кого еще при жизни называли выдающейся и великой.
Родилась Нонна (Ноябрина) Викторовна 25 ноября 1925 года в украинском селе Константиновка. Вскоре после рождения ее отец погиб. Мать будущей актрисы Ирина Петровна переехала на Кубань, где вышла замуж за военного Виктора Мордюкова, который дал приемной дочери свою фамилию и отчество. Впоследствии в семье появились еще 2 сына и 3 дочери.

Виктор и Ирина Мордюковы Фото: Commons.wikimedia.org
Когда началась Великая Отечественная война, отец ушел воевать. Ирине Петровне с шестью детьми пришлось очень тяжело. Старшая Ноябрина стала главной помощницей матери. В 1942-м немцы оккупировали Краснодарский край. Чтобы не быть угнанной в Германию, семья скрывалась на хуторе у станицы Отрадная. Наверное, тогда и выковался стальной характер будущей актрисы. Через год Мордюковы перебрались в станицу, туда же приехал с войны отец, получивший инвалидность. В 1944-м родители развелись. Мать с детьми уехала в Ейск.
В 1945-м, Ноябрина собрала скромный чемоданчик и отправилась в Москву, осуществлять свою детскую мечту – стать актрисой. В раннем детстве она с удовольствием учила народные песни и романсы , мечтала об актерской карьере.

К/ф «Молодая гвардия». Слева на право: Борис Битюков, Владимир Иванов, Инна Макарова, Нонна Мордюкова, Сергей Сергей Гурзо
Нонна поступала в ВГИК. О том, что нужно было готовиться к творческому конкурсу, она не знала и вместо заученных отрывков из художественных произведений разыграла перед комиссией импровизированные сценки, в которых сплелись реальные истории из кубанского детства. В итоге на экзамене она получила одни пятерки. Карьера в кино для Мордюковой стартовала на редкость успешно. Еще будучи студенткой, в 48-м году она снялась в «Молодой гвардии» Сергея Герасимова. В том же году 8 человек, принимавших участие в работе над картиной, в том числе и Мордюкова, стали лауреатами Сталинской премии I степени. Получив премию актриса всю семью перевезла в Москву.

К/ф «Чужая родня»
В 1950 году, окончив ВГИК, молодая актриса сразу же получила место в Театре-студии киноактера. Наиболее известные из первых фильмов Мордюковой — «Чужая родня» Михаила Швейцера, где она сыграла с Николаем Рыбниковым, «Добровольцы» и «Все начинается с дороги». Успешными стали для артистки и 60-е, когда на экраны вышло около десятка картин с ее участием. Во всех фильмах Нонна Викторовна играла сильных женщин непростой судьбы.

К/ф "Комиссар"
Одной из самых выдающих работ Мордюковой тех лет стала роль Клавдии Вавиловой в пронзительной драме Александра Аскольдова «Комиссар». Картина 1967 года стала единственной художественной для режиссёра. Фильм был признан идеологически вредным и запрещен к показу, пролежав на полке двадцать лет. Его премьера состоялась только в 1987 году вне конкурса на Московском международном кинофестивале. Картина с триумфом объехала мир завоевав множество наград, в том числе Серебряного медведя Берлинского кинофестиваля. За роль в «Комиссаре» Нонна Мордюкова была названа Британской энциклопедией «Кто есть кто» среди десяти лучших актрис XX века.

К/ф «Женитьба Бальзаминова»
А в 1964 году Нонна Викторовна приняла участие в «Женитьбе Бальзаминова». Именно там «комедийную» сторону её таланта приметил Леонид Гайдай, пригласив позднее в «Бриллиантовую руку» на роль управдома Варвары Сергеевны Плющ. На роль также претендовали Татьяна Гаврилова и Клара Лучко. В роли Плющ хотела сняться и жена режиссера Нина Гребешкова, но Гайдай отказал ей, объяснив, что ему нужна воплощенная бандерша.
Первый же худсовет, посвященный кастингу, почти в полном составе кандидатуру Мордюковой на роль не одобрил. На последующих 3-х худсоветах (2-х по части отснятого материала и последнем после завершенного монтажа) их члены отмечали слабость образа, а также необходимость сократить длительность пребывания Плющ/Мордюковой на экране. Однако Гайдай оказался тверд — сначала Мордюкову утвердили на роль управдома, а затем режиссер отказался «резать» Плющ. Несмотря на то, что два талантливых человека на съемках ссорились и конфликтовали, комедиограф ее отстоял.

К/ф «Бриллиантовая рука»
В итоге образ, созданный Мордюковой, а также сценаристами Яковом Костюковским, Морисом Слободским и Гайдаем, прошел проверку. Почти все реплики героини ушли в народ, и представить сейчас «Бриллиантовую руку» без борца за моральные устои советского человека невозможно.
В интернете можно частно встретить информацию, о том, что Леонид Иович после съемок в «Бриллиантовой руке» Нонну Мордюкову больше не снимал. Это не так. В 1978 году на экраны вышел «Инкогнито из Петербурга» экранизация Леонида Гайдая гоголевского «Ревизора».

К/ф «Родня»
Очередными выдающимися работами в фильмографии Нонны Викторовны стали роли в «Русском поле» Николая Москаленко и «Родне» Никиты Михалкова. В 90-х Мордюкова почти не снималась. Последними ее работами стало участие в «Русском проекте» (1995), где она снялась в двух роликах вместе со своей подругой Риммой Марковой, а также главная роль в фильме «Мама» Дениса Евстигнеева 1999 года. Больше Нонна Викторовна в кино не появлялась, хотя она до последнего ждала звонков от режиссеров. В 1997 году написала книгу воспоминаний «Не плачь, казачка!».

С сыном Владимиром в к/ф «Русское поле»
В последние годы Нонна Викторовна страдала диабетом. Скончалась великая актриса в Москве 6 июля 2008 года на 83-м году жизни. Похоронили ее на Кунцевском кладбище рядом с сыном Владимиром, который умер в 1990-м году. Позднее на могиле установили памятник. На мемориале помимо фото актрисы и ее сына выгравированы колосья в память о картине «Русское поле», в которой они снялись вместе.
«Я играю одну роль всю жизнь, а героиня моя — это народ»
