Существуют разные мнения, а то и откровенные домыслы, относительно того как появлялись персонажи фильмов Леонида Гайдая. Например, что одним из вдохновителей при создании образа Шурика был герой Василия Ливанова из фильма «Коллеги» 1962 года. В связи с этим мы бы хотели рассказать о самых знаковых гайдаевских кинообразах.
Началось все строго по поговорке: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». В 1958 году Гайдай снимет свой самый несчастливый фильм «Жених с того света». Разгром сатирической картины серьезно подорвал здоровье Леонида Иовича. Режиссер заболел туберкулезом, открылась язва. Как всегда, рядом была жена – Нина Гребешкова, которая выхаживала режиссера. Она вспоминала, что огромную поддержку оказал директор «Мосфильма» Иван Пырьев, Гайдаю он сказал: «Ничего, снимешь историко-революционный фильм — и всё будет в порядке». Тогда в 1960 году Леонид Иович сдал «Трижды воскресшего» по сценарию Александра Галича. Сам он эту картину не любил. В том же году Пырьев дал задание создать альманах из нескольких короткометражных комедий. Одним из ответственных был и Гайдай.

Вера Алтайская и Рина Зелена "Жених с того света"
После окончания съемок «Трижды воскресшего» супруги отдыхали на юге, а затем отправились в Иркутск. Там в газете «Правда» от 10 апреля 1960 года Гайдай прочитал фельетон украинского поэта Степана Олейника «Пес Барбос и необычный кросс». Гайдай немедленно уселся писать на основе фельетона сценарий. И именно тогда он принял решение снимать комедии. Публикация была снабжена рисунками, в которых уже были намечены будущие Трус, Балбес и Бывалый. В роли Труса режиссер видел только Георгия Вицина, с которым ранее работал в «Женихе с того света». Также быстро нашелся Балбес - им «стал» Юрий Никулин. Актер на роль Бывалого — Евгений Моргунов — был найден последним. Снова помог Пырьев — Моргунов снимался у него в нескольких крошечных ролях. Короткометражка «Пёс Барбос и необычный кросс» выйдет на киноэкраны в 1961 году.

Юрий Никулин в к/ф «Самогонщики»
Впоследствии троица появится в "Самогонщиках", «Операции «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказской пленнице», а также нескольких фильмах других режиссеров. Их образ используют при создании музыкального мультфильма «Бременские музыканты» Инессы Ковалевской.

Наталья Селезнева и Александр Демьяненко в к/ф«Операция «Ы» и другие приключения Шурика»
А в 1965 году на свет появился Александр Сергеевич Тимофеев или Шурик. Его отцами стали Леонид Гайдай, а также же сценаристы Яков Костюковский и Морис Слободской. Правда, по изначальному замыслу звали Шурика иначе – Владик Арьков. После месяца кинопроб, Гайдаю посоветовали ленинградца Александра Демьяненко. До этого они вместе уже снимались в военной драме «Ветер». Гайдай поехал в Ленинград и вернулся уже с Шуриком.
«До съемок Лёня был совершенно уверен в выборе Саши на главную роль, — рассказывала Нина Гребешкова. — Настолько, что даже переименовал Владика в Шурика. Но когда начали снимать, вдруг засомневался: «Какой-то Демьяненко молчун. Малоинициативный, тихий…» Но вскоре выяснилось, что Саша только выглядит инертным и незаинтересованным. На самом деле он впитывает всё, что ему говорит Гайдай, и умеет в точности воплотить режиссерский замысел. В общем, постепенно Саша раскрылся».

Леонид Гайдай
Характер Шурика, Леонид Гайдай, лепил со своего: застенчивый, скромный, местами нелепый, но очень добрый и отзывчивый. Также Леонид Иович представлял актерам в лицах всё, что им нужно изобразить. Поэтому жесты, мимика, различные движения Демьяненко во многом копировали манеры, свойственные режиссеру в обычной жизни. Сходство образа персонажа с личностью режиссёра отмечали его близкие. И можно смело говорить о случайном совпадении визуального образа Ливанова из «Коллег» и гайдаевского Шурика.

Василий Ливанов в к/ф "Коллеги" 1962 г.
А вот Семен Семенович Горбунков, в исполнении Юрия Никулина станет героем только одного фильма Леонида Иовича. Но зато какого! «Бриллиантовая рука» на 10 лет станет самым кассовым советским фильмом. Картину назвали лучшей отечественной комедией по опросу телезрителей, проведённому РТВ к 100-летию кино в 1995 году. Реплики её персонажей привнесли в разговорную речь более двухсот киноцитат.

Юрий Никулин и Андрей Миронов на съемках к/ф "Бриллиантовая рука"
Главная роль писалась исключительно под Никулина. Сценаристами ленты снова стали Гайдай, Костюковский и Слободской. Семен Семенович «создавался» обычным советским «маленьким человеком». Он ветеран Великой Отечественной, живет рядовой семьей в обычной квартире, работает простым экономистом, у него нет своей машины, а быт такой же, как и у всех. Семен Семенович абсолютно бесхитростен, наивен и добр. Однако, не смотря на свои сомнения и страхи, способен на поступок. Естественно, что часть советских людей видели в Горбункове себя. И, наверное, именно здесь кроется всенародная любовь к нашему «ответу» Джеймсу Бонду.
Конечно, в фильмах Леонида Иовича было гораздо больше запоминающихся и любимых многими персонажей. Однако именно скромного студента, ставшего изобретателем машины времени, троицу симпатичных маргиналов, а также отважного экономиста «Гипрорыбы» можно смело назвать визитными карточками великого комедиографа.
