17 ноября 1901 года в селе Камень Томской Губернии в крестьянской семье родился Иван Александрович Пырьев. Человек сложной судьбы и не простого характера, оказавший большее влияние на советский кинематограф.
До прихода в кино Иван Пырьев успел год помыкаться подростком на улице, в 15 лет ушел добровольцем и воевал в Первую мировую войну, где был награжден Георгиевскими крестами 3-й и 4-й степеней. Во время Гражданской войны юноша перешел на сторону Красной армии. В 1921 году Пырьев приезжает в Москву. Служит в 1-м Рабочем театре Пролеткульта, оканчивает актерское, а параллельно и режиссерское отделение экспериментальной театральной мастерской Всеволода Мейерхольда. После работает помощником режиссера, пишет сценарии.
Иван Пырьев со второй женой Мариной Ладыниной и сыном Андреем
В 1929 году Пырьев дебютировал в качестве режиссёра, поставив киносатиру «Посторонняя женщина». В знаковом для него 1936 году режиссер снял фильм «Партийный билет» на актуальную тогда тему бдительности. Руководство «Мосфильма» подвергло его критике, после чего Пырьев был вынужден перейти на Киевскую киностудию. Там он поставил первую из своих деревенских кинокомедий — «Богатую невесту».
Именно в этом фильме Пырьев нашёл свой жанр – музыкальная комедия. Затем последовали «Трактористы», «Свинарка и пастух», «В 6 часов вечера после войны», «Сказание о земле Сибирской», «Кубанские казаки». Эти работы принесли режиссеру всенародную популярность, почётные звания, премии и награды, но также и репутацию «лакировщика» действительности. В 1950—1960 годах он отошёл от жанра кинокомедии, экранизировав произведения Фёдора Достоевского «Идиот» (1958), «Белые ночи» (1959) и «Братья Карамазовы» (1968). Всего Иван Пырьев выступил режиссером 21 картины.
Кубанские казаки. Актеры: Андрей Петров, Борис Андреев, Екатерина Савинова, Клара Лучко
В 1954 году Пырьева назначили на должность директора «Мосфильма», где он начал масштабную перестройку производства и всего за 2-3 года сумел многократно увеличить ее производственные мощности (с прежних 5-7 до 40 фильмов год), произвести полное техническое переоснащение всей производственной цепочки, в том числе подготовить студию к полному переходу на производство цветных и широкоэкранных фильмов. В 1956 году Иван Александрович выступил инициатором создания Высших режиссёрских курсов при «Мосфильме».
Слева на право: режисеры Михаил Ромм, Иван Пырьев. Актеры: Олег Жаков, Николай Черкасский, Марина Ладынина
Также Пырьев активно опекал начинающих талантливых режиссёров и сценаристов. Именно по приглашению Ивана Александровича и под его прямую ответственность получили возможность снимать свои первые на «Мосфильме» картины Леонид Гайдай, Григорий Чухрай, Эльдар Рязанов, Юрий Озеров, Александр Алов и Владимир Наумов, Владимир Басов, Михаил Швейцер и многие другие режиссеры, чьи работы стали классикой советского кино.
Иван Пырьев и его жена актриса Лионелла Пырьева
В последние годы жизни режиссер работал буквально на износ. Иван Пырьев умер во сне 7 февраля 1968 года, между сменами во время съемок «Братьев Карамазовых». Причиной смерти стал очередной сердечный приступ, до этого режиссер перенёс на ногах 6 инфарктов. Пырьев успел отснять две серии, но заключительную часть картины доделывали исполнители главных ролей— Михаил Ульянов и Кирилл Лавров. Лента принесла первую известность Андрею Мягкову.