В 1920–1930-е годы советское кино создало уникальный комедийный жанр, где идеология переплеталась с искромётным юмором. От немого кино до музыкальных комедий — эти фильмы стали культурным феноменом эпохи.
К 1914 г. в России действовало около 30 фирм, которые выпустили к началу войны свыше 300 картин. Во время Первой мировой войны в стране в основном снимали агитационное и документальное кино, а также игровые картины, посвящённые войне. Импорт иностранных фильмов существенно упал, это освободило пространство для российских кинодеятелей. С 1914 по 17-е годы производство фильмов в стране выросло более чем в 2 раза.
После 1917 года страна вступила в один из самых сложных периодов в своей истории – страшнейшая гражданская война, голод, эпидемии тифа, эмиграция около 2 млн человек. Уехали и многие кинодеятели, в том числе известные кинопромышленники Александр Дранков и Александр Ханжонков. Пришедшие к власти большевики отлично понимали важность кино. Для властей кино оставалось самым простым и доступным видом идеологического влияния на неграмотное в большинстве своем население.
Кадр из первого отечественного фильма «Понизовая вольница» (1908 г.)
27 августа 1919 года Владимир Ленин подписал декрет о национализации всей кино- и фотопромышленности страны. На базе частных киностудий стали создаваться государственные. Помимо острой нехватки пленки и оборудования, был еще и существенный кадровый голод, который давал о себе знать еще несколько лет. В том же 1919 году была создана первая в мире Государственная школа кинематографии - будущий ВГИК. В ней режиссер Лев Кулешов организовал собственную мастерскую, где проводил эксперименты с монтажом, а также обучал студентов – будущих актеров и режиссеров.
В кино пришли новые талантливые творцы. Среди них оказавшие впоследствии огромное влияние на кинематограф XX века режиссеры Сергей Эйзенштейн и Дзига Вертов. Начали снимать кино Всеволод Пудовкин и Борис Барнет.
Сергей Эйзенштейн и Григорий Александров на съемках к/ф «Броненосец Потемкин»
С 1921 года в стране в попытках оживить экономику проводилась «Новая экономическая политика». В ее рамках кинопрокат был отдан в частные руки. В период НЭПа государство стало активно развивать сеть кинопроката, вводились льготы и налоговые послабления для кинопромышленности. С приходом к власти большевики стали активно продвигать через кинематограф свои идейные установки. Однако картины такие картины в прокате проваливались. Даже позднее признанные шедеврами мирового кинематографа «Стачка» и «Броненосец Потемкин» Сергея Эйзенштейна или экспериментальные фильмы Дзиги Вертова. Простой народ с большей охотой шел на комедии, мелодрамы и боевики, которые в том числе закупали за рубежом.
Среди кинокомедий, снятых в 1920-е, в первую очередь стоит выделить «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» (1924) Льва Кулешова, «Девушка с коробкой» Бориса Барнета (1927), а также всегда успешные в прокате эксцентрические комедии Якова Протазанова. Однако и комедии должны были соответствовать новой идеологии - власти начали создавать нового «советского человека».
Кадр из к/ф «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков»
Настоящий расцвет советского кино пришелся на 1930-е. После окончания НЭПа, власти «дозакрутили гайки» и начали жестко контролировать содержание картин и их идейную составляющую. Главным комедиографом 30-х стал Григорий Александров. В 1929 году он, Сергей Эйзенштейн, а также оператор Эдуард Тиссэ отправились в трехлетнюю поездку в Европу и США «для изучения звукового кино». В США Александров увидел, как работает Голливуд и попытался «сделать» его на родине. К слову, в СССР первый звуковой художественный фильм выйдет только в 1931 году – «Путевка в жизнь» Николая Экка.
Григорий Александров, Сергей Эйзенштейн, Уолт Дисней и Эдуард Тиссэ
В 1933-м году Александров начинает съемки музыкальной кинокомедии «Весёлые ребята» с Леонидом Утёсовым и Любовью Орловой в главных ролях. Музыку к фильму написал Исаак Дунаевский, слова песен Василий Лебедев-Кумач. Хотя фильм снимался с одобрения руководства Госкино, при первом просмотре в Отделе пропаганды и агитации при ЦК картину и режиссёра разнесли в пух и прах. На Александрова обрушился не сулящий ничего хорошего шквал критики. Спас всех Максим Горький, который, посмотрев фильм, организовал его просмотр Сталиным. Комедия очень понравилась руководителю страны – «Хорошо! Я будто месяц пробыл в отпуске».
К\ф "Веселые ребята"
Сталин понимал, что простому труженику нужен был отдых, в том числе возможность уйти от тяжелой действительности. И кино на эту роль подходило как нельзя кстати. До начала Великой отечественной войны Александров снимет еще 3 музыкальные комедии: «Цирк», «Волга-Волга» и «Светлый путь» с Любовью Орловой, ставшей к тому времени первой кинодивой страны.
В 1937 году свою первую музыкальную комедию - «Богатая невеста» c Мариной Ладыниной в главных ролях - снимет Иван Пырьев. В 39-м году он выпустит в прокат «Трактористов». В последующие годы Пырьев создаст еще несколько музыкальных комедий ставших очень популярными в стране.
Кадр из к/ф "Трактористы"
Работы Александрова и Пырьева приукрашивали реальность, создавали на экране социалистическую романтизированную сказку, за которую, 20 лет спустя их будут критиковать. Тем не менее, эти фильмы вошли в золотой фонд советской киноклассики.
Но комедии 30-х не ограничивались только этими картинами, достаточно вспомнить «Подкидыш» Татьяны Лукашевич, «Девушка с характером» Константина Юдина, «Вратарь» Семена Тимошенко. В 1939 с комедии «Хирургия» свой режиссерский путь начнет Ян Фрид.
Кадр из к\ф «Подкидыш»
1920-30 годы стали переломным для всей страны и кино не стало исключением. Несмотря на то, что кино тогда было инструментом идеологии и пропаганды, режиссеры смогли создать настоящие шедевры киноискусства, которые помнят и ценят до сих пор. И если авангардные работы Вертова и Эйзенштейна сложны для восприятия неискушенного зрителя, то кинокомедии того времени до сих пор смотрятся легко благодаря своей доброте и универсальности.