Поездка на Вачу с остановкой в Иркутске

29 января 2021

Владимир Высоцкий поет для старателей.

На прошлой неделе в кинотеатре «Донъ Отелло» областного центра состоялась премьера документального фильма «Высоцкий в Иркутске». Короткий эпизод пребывания Владимира Семёновича в Иркутске в июне 1976 года, импровизированный концерт с балкона многоэтажки на улице Сибирских Партизан обрели новое звучание.

В Сибирь Высоцкий прибыл по приглашению своего друга, легендарного старателя Вадима Туманова, ставшего впоследствии прототипом главного героя романа «Чёрная свеча». Первую часть книги Высоцкий писал вместе с Мончинским. Позднее Леонид Васильевич вспоминал: «В 1976 году Владимир Высоцкий прилетел в Иркутск с известным организатором старательского дела Вадимом Тумановым, у которого я в то время старался.

Они пригласили меня в свою компанию, и мы отправились в Бодайбо — центр золотодобычи Сибири.

Высоцкий знакомился с работой артели старателей «Лена», дал пару концертов на производственных участках.

Будучи человеком наблюдательным и любознательным, он никак не мог пройти мимо столь удивительного явления, каким в то время была Тумановская артель.


Вадим Туманов и Владимир Высоцкий

Интерес поющего поэта привлёк тот факт, что большинство путевых старателей в артели — бывшие зэки, отбывавшие наказание на Колыме. Перед ним они предстали как созидатели, люди дела и слова, не могущие творить зло, потому что им было чем дорожить, хватало сил устоять против самих себя, никчёмных и злых.

Воскрешение личности произвело на Высоцкого сильное впечатление. Он сказал: «Давай напишем сценарий фильма об их прошлом и настоящем».

В старательской артели «Лена» недалеко от речушки Вачи, первый вариант песни о которой Владимир Семёнович напишет ещё в вертолёте, гости провели несколько дней. Высоцкий дал несколько концертов.

Вспоминает Галина Мончинская, жена Леонида Васильевича:

«Огромная столовая, народу много. Вынули окна, двери, и всё, он два с половиной часа пел. Дело к вечеру, вертолётчики начали торопиться, погода портится. И вдруг на непонятной шушлайке подъезжает бурят Яша, никогда не забуду. Когда бурят увидел, что всё сворачивается и Володя идёт к вертолёту, то чуть не разревелся. Он где-то по радио услышал, что Володя Высоцкий здесь, и поскакал, но не успел. И вот Володя возвращается и ещё два с половиной часа поёт специально для этого бурята, а тот сидел и плакал».


Владимир Высоцкий и Леонид Мончинский

Кроме Иркутска и Бодайбо Владимир Семёнович мимолётно побывал на родине Евгения Евтушенко — в Зиме, буквально пока стоял поезд, съездил в Листвянку, а вот доехать до деревни Глубокой не получилось, хотя много лет об этом ходили слухи. Вместо Глубокой компанию с Высоцким начальник гарнизона Абашидзе пригласил на стрельбище в Чистые Ключи, организовал пикник. Но мероприятие не особо понравилось, и Владимир Семёнович решил уехать в Иркутск. Однако неприятности на этом не закончились. По дороге они посадили голосовавшего у обочины мужчину, и тот случайно раздавил гитару певца…

Занимательный факт о визите Высоцкого в Сибирь занял у документалистов 12 минут. Но выяснилось, что нас ждёт продолжение. Об этом рассказал автор идеи и продюсер фильма Юрий Яшников.

ВИТИЕВАТАЯ ПРЕДЫСТОРИЯ

— Юрий, почему Высоцкий?

— У этого фильма есть предыстория, но она несколько витиеватая. Расскажу? Мы, как региональная кинокомпания, интересуемся рынком онлайн-кинотеатров. Он развивается и является для нас глотком свежего воздуха. Попасть в прокат с нашими фильмами в обычный кинотеатр почти невозможно. Данный рынок давно принадлежит Голливуду, от силы 20 процентов он оставил Москве и ни одного — Иркутску, поэтому я стараюсь изучать всё, что касается рынка онлайн-кинотеатров. Давно слежу за одним из ведущих специалистов Олегом Тумановым — создателем и гендиректором онлайн-кинотеатра ivi. Однажды вышло так, что я набрал в поисковой строке «интервью Туманов» и вдруг выскакивает другой Туманов, честно, мне неизвестный. И я скорее переключился, если бы не одно «но»: интервью у него брал Эльдар Рязанов. Это задержало меня: в самом деле, подумал тогда, не будет Эльдар Александрович у кого попало брать интервью. По контексту разговора понимаю, что Туманов дружил с Высоцким, поскольку вокруг его фигуры идёт разговор. И молнией прошибает меня, когда Туманов говорит: «А когда я привозил Володю к нам в Бодайбо…» Дальше я уже ничего не слышал. Оказалось, что Владимир Высоцкий не просто бывал у нас с концертом, а с ним связана целая история, о которой Туманов рассказывал Рязанову. Меня это зацепило невероятно. Я тут же набрал Алексея Петрова, с вопросом: «Это правда?» До того момента я попросту ничего не знал об иркутской истории Высоцкого. Алексей Петров мгновенно стал накидывать ссылки на статьи и фотографии, всё, что связано с приездом Владимира Семёновича. Читая, я поймал себя на мысли, что таких, как я, много. И чем младше аудитория, тем больше пропасть. Молодое поколение больше смотрит, чем читает, поэтому захотелось поделиться этой историей. Тогда и предложил коллективу нашей кинокомпании сделать фильм о визите Высоцкого. Стали искать автора для фильма, и эту тему я предложил Павлу Скоробогатову, с которым мы общались несколько лет и давно хотели сделать совместный проект. То, что получилось, многие уже видели.


Высоцкий оценил труд старателей на себе.

— Мной как зрителем среди прочего двигало любопытство. Газета «Копейка» писала об импровизированном концерте в Иркутске II, о поездке Высоцкого в Листвянку, Бодайбо, так что тема сама по себе для наших читателей не нова. В отличие от молодого поколения они знают, кто такой Владимир Высоцкий, Вадим Туманов, Леонид Мончинский. Было интересно другое: как вы реализуете саму идею — реконструируете события, создадите дорогую голограмму, загримируете Безрукова, а может откопали ранее неизвестную запись? Ни того ни другого я не увидел, но фильм получился, на мой взгляд. От чего кинокомпания оттолкнулась в первую очередь?

— Когда речь идёт о событии из прошлого, конечно, поднимаются архивы. К счастью, сохранилось много фотографий. Это была наша визуальная опора. Стали искать хронику того визита, но никаких свидетельств, что кто-то снял приезд на киноплёнку, мы не обнаружили. Будь такая плёнка, она давно бы стала сенсацией федерального масштаба. Мы поняли, что есть уникальная возможность застать в живых хотя бы свидетелей того визита. К сожалению, ушёл из жизни Леонид Васильевич Мончинский, мы опоздали на пять лет, но живы его жена и дочь. Мы понимали, что вряд ли расскажем что-то сверхновое помимо того, что уже написано. Тогда решили собрать свидетельства, максимально визуализировать, чтобы расширить аудиторию за счёт формы — доступной и понятной. В интервью со свидетелями и участниками событий большая заслуга Павла. Мончинские уехали в Краснодар. Я был не уверен, стоит ли ехать в Краснодар, на этом настоял Павел. Он сказал: «Я чувствую, там что-то есть».

— Почему Вадим Иванович отказывался от интервью?

— Здесь две причины. Человеку девяносто с лишним лет, и по состоянию здоровья ему непросто это было сделать. И он неоднократно говорил Павлу: «Что я могу добавить? Эту историю я рассказывал десятки раз в передачах, книгах, газетных интервью... Что добавить?» Нам было важно снять заново, а не копаться в архивах. Кстати, нам повезло найти плёнку, снятую в 90-х, с интервью Леонида Мончинского. К сожалению, она досталась в ужасном качестве, но счастье, что вообще досталась. Сын режиссёра сохранил её в домашнем архиве. Из всего этого сложилась конструкция фильма.


Высоцкий и Туманов на станции Зима, где родился и вырос поэт Евгений Евтушенко.

«НАТУРА УХОДИТ, НАДО УСПЕВАТЬ»

— Были ли сомнения на каком-либо этапе, что фильм может не получиться? Бывает ведь — задумка хорошая, а для её реализации не хватает чего-то важного...

— Ваш вопрос носит провокационный характер, потому что напрямую касается профессионализма. Представьте, что взялись за статью и не можете написать. Возникает вопрос…

— Такие ситуации случаются — например, необходимо что-то перепроверить, добыть дополнительную информацию...

— Понимаю вас. Но здесь нам казалось, что натура уходит, нужно успевать. Мы давали себе отчёт, что будем сталкиваться с трудностями, но откладывать нельзя. Но, отложив создание фильма на год-два, мы обязательно что-то потеряем. Понимали, что схватим сейчас эту действительность, соберём воедино — и с высокой долей вероятности уже никто и никогда не возьмётся за эту тему, потому что добавить нечего.

— Сказано почти всё, тем не менее вашей команде удалось найти новые свидетельства того визита, и достаточно неожиданные. Что для вас стало самым ценным?

— Начнём с фотографий. Найти их было относительно легко, большинство опубликовано. Сложнее было с подтверждениями слов наших героев со стороны Высоцкого. Очень хотелось, чтобы в фильме Владимир Семёнович как-то подтвердил те или иные факты. По ходу работы мы нашли огромное количество лжесвидетелей тех событий — одни с ним выпивали, другие были друзьями. Важно было провести меловой круг, разместив в центре только проверенные факты, оставив за кругом всё, что попадает под сомнение. И в этом случае хочется отметить настойчивость Павла. Когда он был в гостях у Мончинских в Краснодаре, они показали ему фотографии, дали интервью и сказали, что многое утеряно. Павел переспросил: «А что утеряно? Что было?» Они ответили, что было много аудиозаписей. Владимир Семёнович в качестве писем в течение четырёх лет отправлял Мончинским звуковые письма. В переводе на сегодняшний день, он отправлял голосовые сообщения в мессенджер. Павел загорелся информацией о плёнках, понимая, что это и есть недостающий пазл всей истории. Но Мончинские огорчили Павла, пояснив, что во время многочисленных переездов магнитофонные бобины были потеряны. Многие режиссёры наверняка опустили бы руки, но только не Павел. Он взялся за поиски и нашёл одну из оцифрованных записей в архиве радиостанции «Эхо Москвы».


Высоцкий на Байкале.

— Как она туда попала?

— По всей видимости, архивы гуляли из рук в руки. И таким образом сохранилась плёнка, которую Высоцкий записал в последний день пребывания в Иркутске, прощаясь с семьёй Мончинских. Хотя логика такова, что быть она могла только у Мончинских, ибо записана в единственном экземпляре и оставлена им. Это очень личная запись, я бы сказал — интимная, даже по интонации, по словам, которые употребляет Владимир Семёнович, обращаясь к друзьям. Вероятно, какая-то часть личного архива была всё-таки оцифрована. Заполучив запись, Павел обрадовал нас тем, что найден недостающий файл, подтверждающий уважительное отношение Высоцкого к семье Мончинских и к Иркутску. Была история, что якобы Высоцкий расписывался на купюре гаишника, но мы не нашли свидетеля, вызывающего доверие. Поэтому оставили эту историю за кадром, хотя и не утверждаем, что её не было. Мы долго не могли понять, как расценить слухи о том, что известная поездка в Чистые Ключи Владимиру Семёновичу не понравилась. И как раз на этой плёнке он говорит, обращаясь к Мончинским, что «должны были поехать к вам на дачу в Глубокую, но поехали в другое место, где было намного хуже…». Вот этот его намёк чётко даёт понять нам, что поездка в Чистые Ключи действительно не понравилась. И эта же запись опровергает ещё одну легенду, что Высоцкий приезжал в Глубокую, — туда он не доехал.


Высоцкий с дочерью Леонида Мончинского Любой.

«КАКАЯ ГЕРОИНЯ!»

— После премьеры для многих неожиданно вы заявили: принято решение снимать продолжение истории. Что послужило основным фактором для этого?

— Момент рождения этой идеи я помню как сейчас. Павел прилетел в Иркутск из Краснодара и показывал коллективу кинокомпании отснятый материал. К тому времени мы уже представляли, каким будет наш фильм: короткая хроника, состоящая преимущественно из фактажа. Посмотрев интервью с Любовью Мончинской, креативный продюсер фильма Анастасия Зверькова сказала: «Паша, какая героиня! Какой уникальный взгляд на Высоцкого»! Тема Владимира Семёновича пережёвана много раз, и всё, казалось бы, сказано, и вдруг попадается героиня, которая говорит, что была уверена — Высоцкий просто старатель, который умеет петь. И всё, что она рассказывает о человеке, который гостил у них, это взгляд не на суперзвезду того времени, а на обыкновенного человека. Девочка Люба была уверена, что это просто папин друг, старатель, и поэтому все её рассказы о Высоцком несут совершенно чистый от подобострастия взгляд.

Люба гостила в квартире Владимира Семёновича, есть уникальный рассказ из московского быта. Не удивительно, что позднее в Интернете проскакивала информация о «внебрачной дочери Высоцкого», а в качестве доказательства «сенсации» фигурировал снимок Любы Мончинской и Владимира Семёновича.

На определённом этапе стало понятно, что в этот фильм весь материал не помещается, он претендует на отдельный полнометражный фильм. И нам кажется, что следующая работа имеет серьёзные перспективы федерального уровня, потому что это уникальный взгляд на Высоцкого. И сразу родилось название — «Дядя Володя».

— Уверен, зрители с нетерпением будут ждать новой работы о Владимире Высоцком, но хотя бы приблизительно можете сказать — когда?

— За моей спиной — доска со списком наших проектов, их порядка сорока, все они в разной степени готовности. Жизнь научила смотреть несколько иначе на судьбу кинопроектов. Работа «Высоцкий в Иркутске» получилась во многом благодаря поддержке министерства культуры и архивов области, Иркутского областного отделения Союза кинематографистов России. С уверенностью пока могу сказать, что в феврале выйдет фильм «Траектория Лосева».

Что касается «Дяди Володи» — он находится пока на уровне идей, концепции. Работы предстоит очень много, но фильм точно будет.


Источник: Газета "Копейка"

НОВОСТИ .

Все новости