Интервью с Иваном Баранчук

25 августа 2022

Не только в Голливуде снимается хорошее кино. И не только в Москве большие возможности для молодых дарований в сфере кино. В Иркутске, совсем рядом, ведутся съёмки игровых и документальных фильмов. Позже они ездят по фестивалям, но всё же, созданы они для обычного зрителя.

Увидеть эти картины смогли ангарчане 19 августа на Фестивале уличного кино. Почему же для такого мероприятия был выбран именно Ангарск? Во время пандемии именно в этом городе велись съёмки документального фильма «Антракт». В прошлом году он взял первое место в номинации «Лучший документальный фильм» на Байкальском фестивале регионального кино-2021. История цирка, который застрял в небольшом сибирском горрдке, привлекла внимание молодого режиссёра и продюсера Ивана Баранчука.

Иван, могли ли вы несколько лет назад, при поступление во ВГИК, подумать, что уже так скоро получите столь значимую награду?

– Скажу честно, я вообще не думал о том, что буду работать в сфере кино, ещё и продюсером. Что уж говорить о награде. После девятого класса я пытался поступать в Иркутское театральное училище. К сожалению, ничего из этого не вышло. В первый раз не прошёл и первого тура, но решил испытать удачу вновь уже после десятого класса. На этот раз все три тура дались мне, но я завалил творческое собеседование.

После этого я понял, что лучше доучиться одиннадцатый класс и уже после этого поступать в высшее учебное заведение. Именно после окончания школы до меня дошла новость о том, что не так давно в Иркутске был открыт филиал Всероссийского государственного института кинематографии им. Герасимова. Тогда и было принято решение, что мне нужно туда.

Какие были ожидания при поступления? Оправдал ли их главный институт кинематографии в России?

– Каких-то определённых ожиданий не было. Как и многие школьники, я вообще не понимал, кто такой продюсер и за что он отвечает. Главное, что звучит пафосно. Но при поступление и уже во время обучения, которое длилось пять лет, пришло осознание, что я сделал правильный выбор. Это моя профессия, я хочу этим заниматься и хочу быть в киноиндустрии.

Тогда, насколько вообще важно высшее образование в сфере кинопроизводства? Дал ли институт вам какие-то преимущества или вы всего добились сами?

– Я рассуждал на эту тему, не без помощи коллег, которые открыто говорили: «А мы ничего не закончили». Они просто решили попробовать себя в сфере кино, и остались. Но здесь с какой стороны посмотреть. Высшее образование нужно не для получения какой-то базы, которая гарантировала бы успешную карьеру. В первую очередь, процесс обучения – это социализация, во время которой ты обзаводишься новыми навыками и, что главное, знакомствами. Некоторые преимущества, как например знакомство с Юрием Яшниковым, очень пригодились. Так что в вопросе о высшем образование в сфере кино чёткого ответа нет. Лично я взял от него по максимуму.

Какую работу вы можете назвать "первой серьёзной"? Что тогда казалось Вам самым сложным?

– Я такого мнения, что мне, как личности, как Ивану Баранчук, необходимо каждый год выпускать новую работу. Причём, каждый следующий проект должен кардинально отличаться от предыдущего. Я попробовал себя в игровом кино, за работу в жанре видео-арт получил первое место, делал социальную рекламу и кино-танец. Завершает это все документальный фильм. Последний можно назвать самым сложным, но к каждому из перечисленных я подходил со всей серьёзностью. Наверное, потому что каждый из них был первый в своём жанре для меня.

Ваши короткометражные фильмы "Фортуна" и «Мертвые души» показывают абитуриентам на Дне открытых дверей. Гордитесь ли, что ваши работы ставят в пример?

– Гордился, когда ещё обучался в институте. Для меня это был некий показатель, что именно мои работы отобрали. Показывают не только абитуриентам, но и таким же студентам, как я. Сейчас гордость немного поутихла.


После окончания института, был ли период, когда не было понятно, что делать? Или уже был подготовлен план, которому Вы следовали?

– И да, и нет. Я однозначно понимал, что хочу начать свою творческую карьеру именно в Иркутске. С местом работы тоже определился сразу – это «Кинокомпания Юрия Яшникова». Мы познакомились с Юрой ещё на втором курсе, когда он преподавал историю продюсирования. И вот, сейчас я здесь, сижу в стенах этой компании и работаю линейным продюсером. Конечно, как и у всех, бывают сомнения. Но каждый новый проект, над которым я работаю, придаёт мне сил и уверенности.

Может ли продюсер быть сам себе и режиссёр, и сценарист и так далее? Или все же нужны отдельные специалисты в этих направлениях?

– Конечно может, ограничения только в собственных желаниях и умениях. Это кино, детка, и здесь ты вправе быть кем захочешь. Но всё же, если в каждом направление работают сразу несколько людей, то это значительно упрощает работу. Приведу пример: в студенческие годы ты и чтец, и жнец, и на дуде игрец. Вся работа лежит на тебе, и это очень тяжело. Я вспоминаю свой первый короткометражный фильм «Фортуна», над которым работали два человека. Так что, несмотря на то, что отучился я на продюсера, полезен в кино я могу много где ещё.

Идея и замысел для фильма "Антракт" были Ваши, но работали Вы в паре с Лидией Филипповой. Почему?

– Да, это было моей идеей, поэтому я и позвал Лидию стать совместно со мной режиссёром. Как говориться, одна голова хорошо, а две лучше. Мы сразу нашли общий язык, что облегчило нам работу во время производства фильма.

Что Лидия добавила от себя в эту картину? Не было ли у Вас творческих разногласий?

– Лида – это спасительница данного проекта. Она была отвествена за многие режиссёрские решения в этом фильме. Это при том, что мы работали отдельно друг от друга: она в Москве, а я здесь, в Иркутске. Творческие разногласия конечно были, но мы всегда приходили к какому-то согласию.


Какой этап во время работы над фильмом является для Вас самым трудным?

– Если рассматривать со стороны продюсера, то для меня самым сложным этапом является монтажно-тренировачный. Почему? Признаюсь, я не люблю сидячий образ жизни. Людям, которые монтируют и сводят звук подолгу приходится находиться в одном положение напротив монитора компьютера. Мне же нужен активный и подвижный образ жизни. В общем, больше общения, чем муторной работы.

А со стороны в целом производства, самым тяжёлым можно назвать подготовительный период. Он отнимает много сил, но лично для меня является самым интересным. Как я и говорил ранее, мне нравится общение. А на этом этапе нужно проводить кастинги, писать логлайны, договариваться со студиями. Это самый активный период, как раз по мне.

Если бы не получилось взять тему цирка для фильма, то о чем бы Вы ещё могли снять фильм?

– Он не мог не получится. Изначально, когда я получил стипендию от союза кинемотагрофистов, главным героем в фильме о цирке должна была стать девушка из Усолья. Но в какой-то момент она отказалась сниматься. Нам в кратчайшие сроки нужно было найти историю. Тут нам и рассказали, что уже полгода в Ангарске из-за пандемии стоит цирк. Поэтому, это была судьба. Мы в любом случае сняли бы что-то про цирк, так как здесь присутствует моя любимая тема ностальгии. Я люблю возвращаться в прошлое, в наше детство. Не важно, какой это период: суровые девяностые или не такие далёкие нулевые. Как и в короткометражке «Мёртвые души», мне просто хочется вернуться в определённое место и посмотреть, что было до. И показать это другим.


Фильм является Вашей дипломной работой. Как её оценили преподаватели?

– Здесь самое интересное, потому что диплом я защищал в Ростове-на-Дону. Там есть филиал, поэтому на защиту нас, а точнее одного меня с курса продюсирования, отправили туда. Точнее, должны были отправить, но из-за короновируса всё происходило дистанционно. Мои нервы были на пределе: преподаватели не знают меня, я их тоже. Отношение абсолютно непредвзятое. День защиты. Я на стрессе, с кучей листочков возле ноутбука, я защищаю, показываю тизер фильма. После этого все эксперты встают и…начинаю аплодировать. В этот момент я потерял дар речи. Даже сейчас, рассказывая это, у меня мурашки бегут по коже. Один из экспертов даже предложил приехать в Ростов и работать у них. Но я отказался. Пока что хочу работать именно в Иркутске.

Как считаете, Ваша победа могла повлиять на региональное кино?

–Конечно, ведь чем больше у нас в области будет сниматься фильмов и проходить фестивалей, тем больше людей узнают об этом. Приведу пример: во время съёмок, мы с командой зашли в кофейню. В какой-то момент, я и режиссёр Оксана Цепилова решили провести небольшой эксперимент. За стойкой стояли официант и бармен, к которым мы обратились с вопросом: «Ребят, а вы знаете кинокомпанию Юрия Яшникова?». Ответ был отрицательный. Хорошо, но ведь они должны знать, что в Иркутске снимается кино. Нет. В этом ничего удивительного, ведь от силы 5% жителей Иркутской области смотрели наши местные работы.

Скоро ВГИК выпустит новых специалистов в сфере кино. Это будет только третий выпуск, и не факт, что бывший студенты придут именно к нам. Многие из них уедут в другие города. Я же хочу остаться здесь и продвигать местную киноиндустрию. Уже сейчас при поддержке Гайдай Центра для школьников открыт «Кино Класс», в котором я являюсь куратором. Обучать молодое поколение – это сделать большой шаг в будущее кино. Мы всегда рады новым лицам и идеям.


Ковалёва Олеся

НОВОСТИ .

Все новости