Режиссёр Гайдай. Начало

11 июня 2023

Одна из старейших киностудий страны – Киностудия им. М. Горького явилась первой съемочной площадкой для тогда еще режиссёра-практиканта ВГИКа Леонида Гайдая. В 1955 году он участвовал в съемках фильма Бориса Барнета «Ляна», в котором исполнил также одну из главных ролей.

Леонид Гайдай (по центру) в фильме «Ляна» 1955г.

Исполнительный директор выставки «Режиссёр Гайдай. Как он это делал?» Ольга Стрекаловская рассказала, что выставка могла бы не состояться, если бы не Киностудия им. М. Горького и руководитель комплекса костюма и реквизита киностудии Наталья Левина. Мгновенно среагировав на запрос, киностудия подарила «ГайдайЦентру» для экспозиции оригинальные костюмы из фильма «Ляна», настоящий монтажный стол и осветительный прибор того времени. «Я выражаю огромную благодарность, – говорит Стрекаловская, – потому что именно с участием Натальи идея нашей выставки, посвященной 100-летию Гайдая, смогла быть реализована при поддержке гранта Президентского Фонда культурных инициатив».

Руководитель комплекса костюма и реквизита Киностудии им. М. Горького Наталья Левина и Исполнительный директор выставки «Режиссёр Гайдай. Как он это делал?» Ольга Стрекаловская

Вместе мы побывали на киностудии и смогли своими глазами увидеть хранилища уникальных вещей, прошлись коридорами, которыми «шёл Штирлиц» (фильм «Семнадцать мгновений весны», которому в этом году исполняется 50 лет, снимался частично в этих помещениях), а также пообщаться с людьми, по-настоящему увлеченными своим делом.

Гостям демонстрируются оригинальные костюмы актёров и реквизит: здесь «Штирлиц», платье Аксиньи («Тихий Дон»), костюм пионера Коли Герасимова и его авоська со стеклотарой («Гостья из будущего»), наряд Нины Соломатиной из «Карнавала», форма из фильмов «Офицеры», «…А зори здесь тихие», одежда и головные уборы «Вечеров на хуторе близ Диканьки» и многое другое впечатляющее. Сохранено, бережно перебирается, структурируется и сдается в аренду. Отдельное помещение занимают замечательные костюмы из фильмов-сказок Александра Роу: «Королевство кривых зеркал», «Варвара-краса длинная коса», «Финист – Ясный сокол». Представлена и мгновенно узнаваемая по детской памяти шкатулка с «драгоценностями» из «Морозко» – словом, вся атмосфера погружает в воспоминания о мире сказочных персонажей из любимых советских фильмов.

«Что интересно: на Киностудии им. М. Горького был снят первый цветной фильм, первый звуковой фильм и первый стереоскопический фильм в стране, – ведёт для нас индивидуальную экскурсию Наталья Левина и продолжает, – об этом вообще мало кто знает, думают, что 3D – это современная разработка. Но это не так, попытки снимать стереоскопические фильмы предпринимались в мире еще в 1910-х годах. Свои разработки были и в нашей стране. Причём в советской версии зрителю не нужно было надевать очки для просмотра таких фильмов (к тому же, от них может болеть голова). Наша технология позволяла создавать эффект объемного изображения». Автор технологии – Семён Павлович Иванов изобрёл первую в мире систему безочкового стереоскопического кино, за что в 1941 году был удостоен Сталинской премии второй степени. 3D-кинотеатр был открыт в СССР в 1941 году в Москве, и первый фильм, который посмотрели больше 500 тыс. человек, назывался «Земля молодости» (или «Концерт»). Позднее, уже в 1991 году, за систему съёмки фильмов «Стерео 70», разработанную полностью советскими специалистами, был получен специальный приз Американской киноакадемии «Оскар» в номинации «За технические достижения».

Руководитель комплекса костюма и реквизита отметила, что уникальные вещи из хранилищ киностудии обязательно будут предоставляться музеям всей страны для демонстрации.

«Кроме того, очень важно, что мы являемся открытой площадкой для прохождения практики студентов ремесленных училищ и ВУЗов, – обратила внимание на существующие дефициты отрасли Наталья Левина, – и мне бы хотелось расширить эту практику. Может быть, разработать алгоритм взаимодействия с учебными заведениями разных городов России, Иркутской области в том числе. Ведь современная девочка не понимает, зачем ей профессионально учиться вышиванию, например, и не хочет идти в профильное учебное заведение. Это заведение, в свою очередь, теряет бюджетное место, а мы не приобретаем специалиста. Проблема кино сегодня — это отсутствие специалистов. У нас в хранилищах тысячи вещей, которые нуждаются в реставрации или создании аналога. Молодежь не понимает, что сфера кино – это сфера, в которой нужны такие профессии. Здесь нужно плести лапти (изнашиваются за одну съемочную смену), здесь нужно изготавливать глиняные горшки, которые постоянно бьются в кадре и т.п. Нам важно донести до системы образования: нельзя, чтобы эти профессии погибли. Важно донести это и молодежи. Можно начать с элементарного: мы, со своей стороны, отправляем образец (оригинал изделия 19 века) – в учебное заведение. Отправляем с ним материалы для изготовления аналога. По готовности эти работы студентов могут стать выставкой в их городе, а затем и на нашей киностудии могут быть приняты к использованию лучшие из таких произведенных студентами экземпляры. Но принципиально, чтобы учащиеся могли видеть настоящие оригинальные вещи», – предложила Левина.

Коридоры Киностудии им. М.Горького

Когда я ехала на киностудию, то ожидала увидеть там спокойное ретро – а увидела, как в зданиях кипит ремонт. Энергия созидания и творчества, а не только сохранения богатого культурного наследия – вот чем встречает Киностудия им. М. Горького сегодня.

Татьяна Желтоногова, руководитель музейного направления Киностудии им. М. Горького, рассказала, что в третьем квартале этого года планируется открытие музея, который будет занимать два этажа. «Концепция музея – классика, показывает отпечатанный план Татьяна, – на первом этаже мы готовимся представить историю киностудии, кинолент, историю кинематографа через призму Киностудии им. М. Горького. Будет также сувенирная лавка, библиотека, зона отдыха и многое другое. Второй этаж музея расскажет о современном кино. Сюда мы будем приглашать людей, интересующихся кинопроизводством, студентов, учащихся киношкол. Посетитель сможет пройти весь путь, который проходят создатели фильмов. Сможет ощутить себя сценаристом, режиссером, оператором. Сначала выбирается, какой фильм будет сниматься, в каком жанре, пишется сценарий. Затем проходит кастинг актёров, подбор костюмов по принципу бумажной куколки, и так далее весь процесс. Экспозиция на втором этаже будет максимально мультимедийной и интерактивной, в процессе осмотра каждый сможет снять свой собственный фильм. Потом самые увлеченные посетители, если захотят, смогут пойти дальше в изучении современного кинопроизводства как участники одной из программ нашего креативного образовательного пространства Кинокампус Горького», – завершила нашу встречу Татьяна.

Руководитель музейного направления Киностудии им. М. Горького Татьяна Желтоногова

Нужно отметить, что иркутская выставка «Режиссёр Гайдай. Как он это делал?» построена по такому же принципу – проводит зрителей по всем этапам создания киношедевров: от сценария к раскадровке, от кастинга к подбору костюмов и реквизита, от съемок и монтажа к озвучанию, а затем, через худсовет и пропаганду к её величеству Премьере. Сейчас выставка открыла свои двери для посетителей в Новосибирске, а далее её уже ждут в других городах.

Эскиз для к/ф «Иван Васильевич меняет профессию», 1973г. Художник-постановщик Куманьков Е.И., снимок с выставки «Гротеск в кино» Дома кино (г. Москва, май 2023 г.)

Анна Малинина-Вокина

НОВОСТИ .

Все новости