Начало Ильфа и Петрова

13 декабря 2024

13 декабря 1902 года в Одессе родился Евгений Катаев, ставший в соавторстве с Иехиелем Файнзильбергом одним из самых известных советских писателей. Мы их, конечно, знаем под другими именами – Ильф и Петров. По такому случаю предлагаем вспомнить самое популярное произведение авторов, которое рождалось в сентябре-декабре 1927 года – «12 стульев».

Илья Ильф и Евгений Петров

К этому времени два одессита, Илья Арнольдович Ильф и Евгений Петрович Петров, уже 4 года жили в Москве. Познакомились они в 1925-м. Ильф тогда работал в газете «Гудок», Петров пришел в издание год спустя. Евгений Петров часто заходил в гудковскую «комнату четвёртой полосы», завсегдатаями которой также были Юрий Олеша, Александр Козачинский, Михаил Булгаков, Валентин Катаев — самые, по словам Константина Паустовского, «весёлые и едкие люди в тогдашней Москве».

Москва. Фото Ильи Ильфа. 1929 год

Летом 1927 года Ильф и Петров отправились в командировку по Крыму и Кавказу. В августе, когда они вернулись, родной брат Петрова Валентин Катаев полушутя предложил им стать его «литературными неграми» и даже дал тему для романа: «Стулья! Представьте себе, в одном из стульев запрятаны деньги. Их надо найти». В тот день возник творческий тандем Ильф и Петров. Написав за месяц первую часть, соавторы отнесли рукопись Катаеву. Тот, в свою очередь, заявил, что в наставничестве они не нуждаются, поскольку в произведении виден почерк «совершенно сложившихся писателей».

Илья Ильф с третьим изданием «12 стульев»

Рукопись романа была готова в январе 1928 года. Есть мнение, что подобная скорость работы была невозможна без помощи Валентина Катаева. Вскоре роман был подписан в печать редактором журнала «Тридцать дней», и уже в 1-ом номере началась публикация, продолжавшаяся вплоть до июля. Тогда же, в середине 1928-го, «12 стульев» был издан отдельной книгой, через год переиздан. По утверждению ряда исследователей, между первой и последующими публикациями существовала большая разница: еще 10 лет в текст вносились авторские правки, изменения и сокращения.

«12 стульев» в журнале «Тридцать дней»

По словам литературоведа Игоря Сухих, галерея персонажей, представленных в «Двенадцати стульях», настолько живописна и многообразна, что одно лишь перечисление типажей претендует на «энциклопедичность охвата мира». Среди них не только Остап Бендер и Киса Воробьянинов, но и лица, мелькнувшие в небольшом эпизоде или одной главе.

На съемках «12 стульев» реж. Леонид Гайдай

Интересно, но изначально роль Остапа Бендера в романе была незначительной. Предполагалось, что он озвучит лишь одну фразу: «Может быть, тебе дать еще ключ от квартиры, где деньги лежат?». Однако постепенно Бендер перекочевал в ключевого героя романа. Евгений Петров рассказывал, что в какой-то момент они начали воспринимать Бендера как реального человека. При этом у великого комбинатора существовало несколько возможных прототипов. Наиболее вероятным из них был одесский авантюрист Осип Шор, служивший в уголовном розыске.

Сергей Филиппов в роли Ипполита Матвеевича Воробьянинова «12 стульев» реж. Леонид Гайдай

В качестве главного искателя сокровищ в авторских планах изначально был бывший уездный предводитель дворянства Ипполит Матвеевич Воробьянинов. Писатели даже посвятили Кисе две отдельные главы о его дореволюционном прошлом, однако изъяли их из романа еще до сдачи рукописи в печать. Как вспоминал Евгений Петров, в образе Воробьянинова запечатлены черты его полтавского дяди Евгения Петровича Ганько.

Вообще, почти все места и герои романа имели реальные прототипы или писались с реально существующих мест. Так, например, по мнению краеведов, прототипом Старгорода стал город Старобельск в Луганской области, а также деревня Чмаровка и сам Луганск. Рассказанная писателями история создаёт колоритный образ эпохи советской России 1920-х годов.

На съемках «12 стульев» реж. Леонид Гайдай

Литературное сообщество встретило появление романа весьма сдержанно. К числу тех, кто поддержал соавторов, относились писатель Юрий Олеша, политический деятель Николай Бухарин, критик Анатолий Тарасенков и некоторые другие современники Ильфа и Петрова. С 1949-го до середины 1950-х годов «Двенадцать стульев» — наряду с написанным позже «Золотым телёнком» — были запрещены к печати.

Шэрон Тэйт в фильме «Один из тринадцати» снятым по мотивам «12 стульев»

Первой экранизацией романа стал польско-чешский фильм «Двенадцать стульев» 1933 года. Роль Остапа, именуемого в картине Камилом Клепкой, исполнил актёр Адольф Дымша. В разные годы роман экранизировали в фашистской Германии, Англии, Кубе, Швеции и даже в Бразилии. В России наиболее известны советские экранизации романа, сделанные Леонидом Гайдаем и Марком Захаровым. Всего роман, в том или ином виде, экранизировали более 20 раз.

НОВОСТИ .

Все новости